Современный покупатель, кто он?

Евгения напомнила глобальные драйверы изменений, которые действуют уже не один год:

  1. Глобализация и унификация потребительского поведения. Сегодня и в Китае, и в Европе можно увидеть одни и те же товары. Это открывает широкие возможности для экспорта.
  2. Урбанизация. Скорость жизни в городе растет. Люди хотят компенсировать разобщенность в городе, создавая сообщества по интересам.
  3. Старение населения. Потребителей можно разделить на две группы: старше 60 лет и миллениалы. Поэтому нужно задать себе вопрос, есть ли в вашем ассортименте товары для старшего поколения?
  4. Изменение в составе домохозяйств: люди позже женятся, позже заводят детей.
  5. Изменение гендерных ролей. Например, растет потребление мужских украшений и косметики, растет финансовая независимость женщин.
  6. Развитие технологий. 3D технологии и виртуальная реальность покоряют бизнес. Диджитализация потребления: по данным ВЦИОМ, доля интернет-пользователей в России — 81%. 90% россиян совершили, по меньшей мере, одну покупку в интернете в течение последних лет (исследование Nielsen Connected Commerce). Чаще всего онлайн в России покупают: одежду, товары красоты и ухода за собой, билеты на мероприятия, электронику и книги, музыку, прессу. Сетевые ритейлеры и производители выходят в онлайн.
  7. Поколенческие сдвиги. На сцену выходит поколение Z, которое характеризуется:
  • Отсутствием авторитетов и субкультур;
  • Быстрым успехом;
  • Отсутствием постоянных предпочтений и лояльности к бренду.

Появляются новые типы покупателей: silver shoppers, smart shoppers, junior shoppers.

Какие новые тренды появляются в 2019 году?

  1. Организм-экосистема. Ментальное, психологическое и физическое здоровье — единое целое для потребителей. Они ищут новые способы поддержать свое здоровье, используя продуктовые и технологические новинки. Поэтому нужно подходить комплексно к своим товарам/услугам.
  2. Вызов принят. Потребители постоянно «бросают» себе вызовы. Стремятся достичь новых высот, найти новые увлечения, перебороть себя.

Опыт важнее обладания. Теперь поездка в ТЦ несет цель развлечения, а не только приобретения. Более 89% компаний уже сейчас конкурируют преимущественно в сфере клиентского опыта. 55% опрошенных указали, что процесс шоппинга приносит им больше счастья, чем купленная вещь.

  1. Осознанное потребление. Каждая покупка что-то говорит о потребителе. Люди выбирают товары, продукты, услуги, которые не просто нравятся, а соответствуют их этике, установкам, ценностям и идеалам. Осознанное потребление — это:
  • бережное отношение к окружающей среде;
  • здоровый образ жизни;
  • этические нормы производителей.

45% респондентов сказали, что ждут от брендов четкой позиции по тем или иным социальным аспектам.

56% предпочтут переплатить за продукт, нежели купить его у компании, которая, на их взгляд, наносит вред обществу (по данным исследования FORD). Для 57% россиян важно, чтобы компании осуществляли программы по защите окружающей среды. 44% российских потребителей назвали скопление бытового мусора «наиболее опасным фактором для окружающей среды» (данные ВЦИОМ).

Потребитель требует прозрачности. Это касается не только состава продукта, но и бизнес-процессов.

  1. Жизнь на бегу. Продукты, не требующие приготовления, служат «палочкой-выручалочкой», когда человек опаздывает. Приоритет в удобстве. Все чаще потребители совершают покупки в дороге (в машине): 47% респондентов использовали интернет на ходу, чтобы найти заправку. 35% — заказывали еду, чтобы забрать ее при подъезде к ресторану. 33% используют интернет, чтобы заказать кофе в машину (исследование PYMNTS Digital drive report в 2018 году).
  2. Вся жизнь на дисплее. Никакую информацию нельзя утаить. Сверхосведомлённость о всех действиях людей и компаний порождает напряженность. Никто не застрахован от тотального контроля негативных реакций.
  3. Социальная изоляция. Люди заменяют физические коммуникации виртуальными, что вызывает чувства одиночества. Это способствует росту спроса на продукты и услуги, которые помогают отказаться от виртуальной реальности или снизить ее влияние.
  4. Жизнь без шаблона. Потребитель хочет жить не по шаблону. В любом продукте он ищет индивидуальность.
  5. В поисках значимости. Через продукт потребитель хочет подчеркнуть свою индивидуальность. Стиль, дизайн продуктов и их упаковка выходит на передний план.
  6. Поиск вдохновляющих пространств. Повседневная обстановка для работы и учебы, будь то офис или дом, уже «приелась». Потребители в поисках новых мест для вдохновения. Люди выбирают тихие места: кофейни, кафе и т.д.
  7. Долгий путь к покупке. Потребители становятся экспертами: изучают досконально информацию, сравнивают характеристики, читают отзывы и задают профессиональные вопросы. Поэтому важно дать человеку всю необходимую информацию.
  8. Информационное перенасыщение. Внимание потребителя рассеивается. Только после потребления человек начинает замечать рекламу купленного бренда.
  9. Блогер лучше, чем друг. При выборе товаров потребители полагаются на мнение блогеров. Инфлюенсеры и микроинфлюенсеры имеют большое влияние.
  10. Вместо покупки — концепция. Люди не хотят покупать просто товар, они хотят получить на 100% завершенный продукт. Идея + продукт + сервис.

Завершился наш бизнес-завтрак практическим мастер-классом. Участники разделились на команды и обсудили, в рамках упомянутых трендов, как изменятся требования к бизнесу, как должен измениться товар, и какие компетенции нужно осваивать уже сейчас.

Ждем вас на следующих бизнес-завтраках!