Женщины, изменившие бизнес

История женщин в американском бизнесе начинается давно, ещё в XVIII веке, когда Элизабет Лукас Пинкни начала выращивать и обрабатывать индигоферу красильную для производства красителя индиго. В 16 лет Пинкни уже управляла тремя плантациями, а к началу войны за независимость её продукция составляла треть всего экспорта из штата Южная Каролина. Гроб Пинкни в 1793 году нёс президент США Джордж Вашингтон. И даже несмотря на это консерватизм долгие годы не позволял смотреть на женщин-предпринимателей всерьёз. 

image

В России в XVIII же веке отметилась Мария Васильевна Мальцова. Она была женой основателя Гусевской хрустальной фабрики, после смерти которого выкупила две фабрики для расширения производства. Она построила в 1790 году Дятьковский стекольный и хрустальный завод. Завод со своего основания выпускал высокохудожественный хрусталь, знаменитый за границами страны. 

image

Вернёмся в США. Первой американскую мечту воплотила чернокожая Сара Бридлав. Миллионером в США стала женщина, которая ещё и не была белой. В семь лет она осталась сиротой, в двадцать лет овдовела, оставшись с ребёнком, а после этого начала изучать уход за волосами и экспериментировать с продуктами, лечащими выпадение. Она разработала терапию, её муж помог ей сделать рекламу и убедил использовать другое имя, более интересное — Мадам Си Джей Уокер. Она разъезжала по стране и помогала женщинам становиться красивее, вдохновляла их и заработала 1 миллион долларов к 1919 году, что с учётом инфляции на 2017 год составляет 14,9 миллиона долларов. 

image

image

Конечно, история про средство для роста волос к IT не относится. Однако здесь речь идёт о бизнесе в целом, о храбрости, которая помогла женщине в начале XX века сделать то, что не могло сделать большинство мужчин. И кроме пола у неё было ещё одно препятствие: цвет кожи. Как вы помните, для афроамериканцев до 1970-х годов были отдельные места в автобусах, отдельные кафе и туалеты. А Муххамед Али выбросил свою олимпийскую медаль в реку после того, как его отказались обслужить в обычном ресторане для белых. 

Сара Бридлав умерла в 1919 году. После этого наиболее видный пример успешной женщины в бизнесе — это Кэтрин Грэм. Через пятьдесят лет после смерти чернокожей миллионерши Грэм стала главой компании, входящей в рейтинг Fortune 500 — Washington Post. Именно благодаря ней была опубликована статья, обличающая Ричарда Никсона, что закончилось Уотергейтским скандалом. Главе Washington Post угрожали, но это не помогало — статья вышла, а мемуары Кэтрин Грэм принесли ей Пулитцеровскую премию. 

image

image

Антивозрастная косметика от Эсте Лаудер, крема для лица от Хелены Рубинштейн, платья от Коко Шанель, корпоративная культура прямых продаж от Мэри Кэй — всё это смотрится гармонично. Но не для каждой отрасли высокое положение женщин было нормой, не каждая профессия кажется многим доступной для представительниц прекрасного пола. Даже на этапе обучения преподаватели могут снисходительно относиться к студенткам, об этом написано в этой статье на Хабре. Хотя те же преподаватели прекрасно помнят Аду Лавлейс, Хеди Ламарр и Грейс Хоппер. 

Предрассудки на тему пола могут осложняться и другими факторами, как расовая принадлежность и культурные особенности. Разве может женщина в Индии быть программистом? Судха Мурти смогла. Она в 1974 году стала инженером в одной из крупнейших индийских компаний — TELCO. «Знаете, почему мы написали, что не нуждаемся в девушках? Потому что у нас никогда не было женщин на производстве. Это не колледж для совместного обучения, это завод. В институте вы все время были лучшей, мы восхищаемся этим. Но таким как вы больше подходит научная работа…», — сказали ей после того, как она ответила на все вопросы на собеседовании. Судха ответила: «Тогда нужно с чего-то начинать, иначе женщины никогда не будут у вас работать». 

Вместе с мужем Судха Мурти основала компанию Infosys, из-за чего в английском языке появился глагол to bangalore, что значит «уволить IT-специалистов и передать их функции фирме-аутсорсеру из Индии в целях экономии на оплате труда». Из 200 долларов эта семейная пара создала компанию с капитализацией 32 миллиарда долларов.

image

Многие компании в IT-отрасли сейчас стараются привлекать больше женщин-специалистов и управленцев. Уоррен Баффет отмечает, что Кэтрин Грэм и Кэрол Лумис — ещё одна журналистка в сфере финансов, были для него примером для подражания. Из-за этого он выступал за расширение деловых возможностей для женщин. Есть даже исследования, показывающие, что частные IT-компании под управлением женщин демонстрируют большую эффективность капитала. 

(c) Иван Сычев
habrahabr.ru

 

Встеча с Юлией Франгуловой: 
http://frangulova.charisma.ru/