Как научиться читать по книге в неделю

На дворе стоял конец восьмидесятых, а я сидел в университетской аудитории и слушал речь Эбби Хоффмана, писателя и левого активиста, который ругал наше поколение за равнодушие и индифферентность. Рядом со мной сидела Глория Эмерсон — блестящая журналистка и писательница. Мы с ней обсуждали выступление Хоффмана, когда я вдруг сказал, что просто в восторге от того, что нахожусь здесь.

«Это такая уникальная возможность, — сказал я, — участвовать в разговорах умных и глубоко мыслящих людей!».

«Прошу тебя, не говори ерунды, — ответила она. — Любой желающий может участвовать в них. Достаточно просто читать книги!».

По иронии, будучи студентом-историком, в те времена я прочитывал по три-четыре книги в неделю. И Глория была права: чтение книг позволяло мне на равных участвовать в дискуссии великих умов.

Перенесемся на несколько десятилетий вперед — в наше время. Я снова оказался участником этих разговоров. С тех пор как я начал вести свой подкаст, я стараюсь читать как можно больше нехудожественной литературы — как минимум по одной книге в неделю. Это не блажь, а суровая необходимость, ведь, во-первых, мне нужно понять, хочу ли я разговаривать с автором и делиться со слушателями его идеями. А, во-вторых, если я все же решу его пригласить, то наша беседа должна быть интересной. (Вполне допускаю, что это может показаться вам очевидным, однако вы бы удивились, как часто у меня брали интервью люди, не читавшие ни одной моей книги.)

Это чтение обогащает меня: я получаю больше знаний и иду на большие риски. При этом я становлюсь более уверенным и лучше понимаю окружающих, поскольку отчетливее вижу контекст происходящего.

Тем не менее чтение отнимает много времени. Когда я решил читать по нескольку книг в неделю, я и так уже был завален работой. И еще я медленно читаю.

Я испробовал все методики быстрого чтения, но ни одна из них не помогла. Реклама не проясняет содержание книги, а краткие аннотации просто бездарны. Мне еще ни разу не встречался пересказ книги, который давал хотя бы приблизительное представление о том, что интересного и полезного в работе автора.

 

Как же тогда нам научиться читать по одной или даже по нескольку книг в неделю? В моем случае самым действенным оказался совет, который я получил еще в университете от своего профессора по истории Латинской Америки (и одного из самых лучших моих преподавателей) — Майкла Хименеса. Однажды я посетовал ему на то, что не могу одолеть тот огромный объем литературы, который требуется мне для учебы.

«Надеюсь, вы не пытаетесь прочитывать все эти книги от корки до корки, как художественные произведения?» — спросил он.

Я ответил ему, что да, именно так я и делаю.

Он окинул взглядом аудиторию — мои сокурсники неуверенно закивали в подтверждение моих слов. Тогда он собрал всех вместе и научил нас, как читать нон-фикшн.

«Послушайте, — начал он, — нет никакой необходимости прочитывать эти книги. Все, что от вас нужно, — так это понять, что в них написано».

Далее он объяснил нам, что художественные произведения требуют от нас полного погружения в мир, созданный автором. Нон-фикшн — по крайней мере, тот, что поддерживает нас в нашей работе руководителей — высказывает некую точку зрения и просит нас принять ее к сведению.

Как читатели, мы наращиваем темп от одной книги к другой. Чем больше мы читаем, тем быстрее мы начинаем понимать взгляды автора и их место в незримом диалоге с другими экспертами и тем более информированными мы становимся, когда пользуемся их советами или применяем их подходы в нашей работе.

 

Другими словами, чем больше книг мы читаем, тем быстрее идет сам процесс.

Предлагаю вашему вниманию советы профессора Хименеса, касающиеся чтения нехудожественной литературы — с небольшими дополнениями от меня:

  1. Начните с автора. Кто написал эту книгу? Прочитайте его краткую биографию. Если вам удастся найти небольшое интервью с ним или статью о нем в интернете, пробегите их глазами. Это поможет вам составить представление о его взглядах и убеждениях.
  2. Прочитайте название книги, подзаголовок, комментарий на обороте обложки и оглавление. В чем заключается основная идея книги? Какова структура ее изложения? К этому моменту вы, наверное, уже сможете рассказать, о чем эта книга, человеку, который ее не читал.
  3. Прочитайте вступление и заключение. Автор излагает суть дела в своих вступительных и заключительных доводах. Прочитайте оба этих раздела полностью, но старайтесь подолгу на них не задерживаться. Вы уже имеете приблизительное представление о том, к чему автор клонит, а эти разделы расскажут вам, каким образом он планирует добраться до своих выводов (вступление) и что он надеется в итоге до вас донести (заключение).
  4. Прочитайте / бегло просмотрите каждую главу. Прочитайте заголовок и первые несколько параграфов или страниц главы. Ваша задача — понять, какова цель этой главы и как она вписывается в основную мысль книги. Затем пробегитесь по подзаголовкам (если таковые присутствуют), чтобы составить представление о развитии авторской мысли. Прочитайте первые и последние предложения в каждом параграфе. Если вы поняли смысл, двигайтесь дальше. В противном случае вам, по всей видимости, стоит прочитать весь параграф целиком. Поняв основную суть главы, вы сможете бегло просматривать целые страницы книги, поскольку вам уже будет ясна система доводов автора, а сами аргументы могут повторяться по нескольку раз.
  5. Закончив книгу, снова пробегитесь по оглавлению. Прочитав таким образом книгу, вернитесь к оглавлению и составьте у себя в голове ее краткое содержание. Еще раз мысленно пройдите по книге: оживите в памяти идеи, на которые вы обратили внимание, истории, которые вам запомнились, путь, который вы проделали вместе с автором.

В процессе чтения я делаю заметки, готовясь к предстоящей встрече с автором. Где я с ним согласен? Где наши мнения расходятся? Какие вопросы у меня накопились и требуют разъяснения? Что бы я хотел обсудить с другими людьми или обдумать в дальнейшем? Подобные заметки весьма полезны любому читателю.

 

И вот еще, что интересно: несмотря на то что такого рода чтение протекает гораздо быстрее традиционного (на одну книгу у меня уходит один-два часа, вместо обычных шести-восьми), в голове у вас откладывается куда как больше информации.

А дело все в том, что вы не просто прочитываете материал, вы активно с ним взаимодействуете. Ваш разум находится в состоянии постоянной готовности, и вы воспринимаете книгу более целостно. Вы не просто пассивно впитываете прочитанный текст, вы его постигаете.

Когда я начинал работу над своим подкастом, я хотел дать людям возможность понаблюдать со стороны за теми беседами, которые я веду с глубокомысленными интеллектуалами, — об их увлечениях, изысканиях и взглядах. Должен признаться, я был потрясен, когда выяснилось, что мы уже во многом получаем доступ к этому разговору, просто прочитав книги этих людей. Разумеется, общение с ними меня обогащает. Но в основном это происходит именно потому, что я прочитал написанное автором произведение.

Все мы можем читать книги и слушать беседы с умными людьми. Все мы можем получить доступ к прекрасным идеям и научиться применять их в жизни.

Иными словами, приложив немного усилий, все мы снова сможем вернуться в славные студенческие времена.